ПРАВИЛА САЙТА
ДОБАВИТЬ ФОТО
ДОБАВИТЬ СТАТЬЮ
ДОБАВИТЬ КНИГУ
НАПИСАТЬ ПИСЬМО
ВОПРОС-ОТВЕТ

     СТАТЬИ

Огненная арба. (Авторы Б.П. Соболев и Ф. Анварбек, 2004 год)

           Более 20 лет группа энтузиастов занимается изучением истории создания Узбекской магистрали. В последнее время у нас появилась возможность приоткрыть одну из удивительных страниц истории создания этого чуда на древнейших землях Востока. Прежние годы услужливо предоставляли свою трактовку развития истории и старательно скрывали факты активного участия местных правителей и народа в процессе создания и становления этого технического чуда, которое впоследствии определилось в одно ёмкое понятие как – Узбекская железная дорога. И вот сегодня нам хотелось бы рассказать об участии в процессе создания железной дороги лично правителей Бухарского эмирата. Это не научные изыскания и исследования, это просто то, что удалось пока найти и узнать из разных источников и рассказов людей того поколения. Не претендуя на многое, хотелось бы поделиться лишь той небольшой частью того, что удалось узнать, хотелось бы пригласить к участию всех, кто интересуется вопросами истории создания железных дорог Узбекистана, поделиться своими познаниями и результатами своих поисков в этом направлении. Чтобы попытаться общими усилиями открыть еще неизвестные страницы и факты из славной биографии, легендарной и славной истории нашей магистрали.
           Желая закрепить свое стратегическое положение на Востоке и сдержать проникновение колониального наступления Англии на Юго-восток, в 1879 году правительство Царской России, после многолетних дебатов, совещаний, приступило к строительству Закаспийской железной дороги («стройка века»), обусловленной рядом военно-политических и экономических факторов. И это не смотря на специфические условия строительства дороги (пустыня, сыпучие пески, неимоверная жара, маловодье или полное отсутствие воды, угля, дров). Первые рельсы дороги были проложены в районе Красноводска, у Михайловского залива. В возведении дорог участвовали десятки тысяч местных жителей, рабочие России и Закавказья. В Москве и Петербурге было сформировано два железнодорожных батальона, которые составили основной костяк квалифицированных рабочих. Преодолевая неимоверные трудности, в ноябре 1880 года по уложенному железнодорожному пути первый поезд прибыл в Кызыл-Арват, в июне 1885 года – в Ашхабад и в июле того же года – в Мерв (Мары).
           Для дальнейшей прокладки дороги были отработаны два основных проекта. Первый – от Мерва на Буржалык, второй – через Карши на Самарканд. Остановились же на варианте Мерв – Чарджоу – Бухара – Самарканд, когда окончательно уяснили, что эмир Бухары Саид Абдул Ахадхан был крайне заинтересован в прокладке дороги через Бухарский эмират, в чем, в принципе, была заинтересована и Россия. Отношения между ними в целом были стабильны. Каждый извлек пользу из этих отношений. Эмир Бухары неоднократно наносил официальные визиты в Петербург, где его принимали со всеми установленными почестями. Россия оказывала Бухаре экономическое и техническое содействие в экономике, в которых принимали участие российские специалисты, не без внимания оставалось становление армии и подъем медицины. Политическими методами, а где и силовыми методами Россия решила территориальные и другие споры Бухары с Кокандским ханством и Афганистаном. Эмир Бухары считал, что прокладка железной дороги через эмират – это путь приобщения народа к ценностям современной цивилизации, к экономическому подъему. Россия же стремилась к южным районам Бухарского эмирата, где в Гиссарских и Дарвазских горных хребтах, покрытых густыми арчовыми лесами, таилось богатство недр – золото, свинец, сера, нефть, железо, уголь и т.д. Эмир Бухары энергично содействовал прокладке дороги, обещая при этом четверть процентов по облигационному капиталу, и выделить в районе Новой Бухары еще 87 десятин для сооружения жилых и служебных помещений.
           В ноябре 1886 года первый поезд прибыл в Чарджоу. По этому поводу по велению Эмира, беком Чарджоу были устроены торжества. Бек нанес визит начальнику строительства дороги генералу М.Н. Анненкову, где генералом был дан официальный завтрак. Для местного населения была совершена первая пробная поездка в вагонах поезда. Все были в восторге. Хан в знак благодарности сделал своеобразный дар нужным чинам железнодорожного батальона, подарив рогатый скот, баранов, угостил роскошным пловом и водкой. Был также устроен официальный прием высшим чинам российской делегации. Были и развлечения – скачки «байга», пляски и танцы, плавание на судах по Аму-Дарье. После возведения уникального моста через Аму-Дарью и преодоления сыпучих песков, 27 февраля 1887 года первый поезд прибыл в Бухару, где были проведены грандиозные торжества по этому случаю. Два полка бухарской пехоты и один полк кавалерии в черных и красных мундирах выстроились вдоль полотна дороги, генералу Анненкову преподносят «хлеб, соль», под звуки народного гимна, пальбы из ружей и криков «Ура!» на месте будущего вокзала поднимаются флаги и проходит торжественный парад войск.
           Затем Эмир Бухары приглашает около 150 гостей в просторную палатку на «дастархан» с обильным, по-восточному, угощением. Некоторым из гостей были пожалованы бухарские ордена, генералу Анненкову Эмир вручил Бухарский орден Звезды с бриллиантом. На следующий день после «русского обеда» у Анненкого, гости отправились в Бухару. Состоялось красочное зрелище – пестрая толпа европейских дам и мужчин в экипажах, и лошадки продефилировали по центральным улицам Бухары во дворец Эмира, где еще более пышные торжества продолжались до глубокой ночи.
           Эмир же Бухары, отдышавшись, поблагодарил Аллаха за свое мудрое решение о прокладке дороги через Эмират. Скоро Бухарский хлопок, шерсть, каракуль, бархат в более короткий срок будут доставлены в другие страны и по велению Всевышнего пополнится казна Эмирата и самого Эмира. Следующий этап Закаспийской дороги завершился 15 мая 1888 года, когда первый паровоз («огненная арба»), попыхивая паром, таща за собой состав, подъехал при большом стечении народа к Самарканду.
Скачать статью в формате DOC

© ЭЖ "На стальных магистралях"

СТАТЬИ ФОТО КНИГИ РАЗНОЕ КОНТАКТЫ НА ГЛАВНУЮ